Подчиняться или нет? Кто на самом деле решает, мы или за нас?

Если вам нужна консультация психолога или психотерапия, то на этом сайте вы найдете всю нужную информацию на тему психологической помощи. 

Психологическая помощь бывает неоценимой, если вы оказались в сложной жизненной ситуации. 

Принять помощь психолога означает проявить силу и стойкость характера потому, что только сильная личность способна признаться в своих слабостях и обратиться за помощью к психологу.


Записаться на прием или написать вопрос через эту форму Вы можете круглосуточно. Оставьте свой e-mail и опишите суть проблемы. Я отвечу на Ваше письмо в самые кратчайшие сроки.
Задать вопрос
23 Декабря 2015
Выбирая фильм для воскресного зомби-эффекта натолкнулась на экранизацию нашумевшего в свое время социального эксперимента Стенли Милгрэма под названием "Экспериментатор"(2015).

Суть эксперимента Милгрэма состояла в том, что выяснить как далеко может зайти простой человек в причинении боли и страданий другому, если вменить это ему в обязанность. Эксперимент проходил следующим образом.

Приглашали испытуемого, которому по "случайному" жребию доставалась роль "Учителя" и подсадного актера, который был всегда в роли "Ученика". Испытуемым объясняснили, что изучают влияние болевого наказания на эффективность запоминания пар слов. "Учителя" сажали вот за такой генератор тока с линейным рядом кнопок.

Каждая кнопка обозначала определенный уровень тока от 15 до 450 В. И если "Ученик"ошибался, то "Учитель" должен был нажать на кнопку, при каждой ошибке переходя к следующей, увеличивая силу тока. А "Ученика" заводили в коморку и закрывали дверь, так что "Учитель" во время эксперимента не видел "Ученика", но мог слышать его. Конечно, "Ученика" током не били, он только изображал голосом свои страдания и боль. В те моменты, когда "Ученик" просил прекратить эксперимент и кричал, что ему больно и сердце начало беспокоить, экспериментатор вежливо говорил продолжать эксперимент, не угрожая, не лишая права выйти из эксперимента. Тем более, деньги испытуемый получал до начала с установкой, что деньги остаются у него при любом раскладе.

Общий результат первого эксперимента выглядел следующим образом: 26 из 40 дошли до конца шкалы в 450 В, один испытуемый остановился 300 В, пятеро отказались подчиняться после этого уровня, четверо — после 315 В, двое после 330 В, один после 345 В, один после 360 В и один после 375 В. Эксперимент повторялся на других группах людей, а также в других странах помимо Америки (Германии, Испании, Италии, Австрии и т.д.) с аналогичным результатом.

Первая мысль, которая может возникнуть, что я точно бы остановился. А эти люди просто ненормальные психически. Не все так просто, к сожалению.

Это были обычные люди разных профессий и пола. В 2002 году Томас Бласс из Мэрилендского университета опубликовал в журнале Psychology Today сводные результаты всех повторений эксперимента Милгрэма, сделанных в США и за их пределами.

Выяснилось, что до конца шкалы доходят от 61 % до 66 % независимо от времени и места.

Мне даже стало интересно, а насколько испытуемый осознавал, что удар током причиняет боль?
Нашла на портале sovetcik.ru статью о первой помощи при ударе током. Там интересная шкала последствий, если прикоснуться к источнику тока.

0,9-1,2 — очень слабое влияние, никаких последствий не наблюдается;
1,2-1,6 — человек испытывает щекотание и ощущает мурашки;
1,6-2,8 — идет напряжение запястья;
2,8-4,5 — предплечье практически не двигается;
4,5-5,0 — спазмы предплечья;
5,0-7,0 — спазмы самого плеча;
15,0-2015,0-20 — невозможно оторвать руку от энергоисточника;
20-40 — спазмы мышц причиняют боль;
50-100 — сердце перестает биться;
более 200 — приводит к глубоким ожогам.

Но даже не зная этого, перед началом эксперимента испытуемому "Учителю" делали пробный удар током в 45 В. А это больно, судя по шкале.


Но даже не будучи электриком, из школьного курса физики мы должны понимать, что само тело является хорошим проводником для электричества, внутри тела ток делает петлю,  проходя через основные внутренние органы, которые отвечают за жизнь организма в целом.

Так почему мы забываем о своем праве остановить то, что считаем неправильным? Почему готовы причинять другому человеку боль только потому, что нам дали инструкцию нажимать на кнопку и вежливо просили продолжать при колебаниях?

Обратите внимание на то, что экспериментатор во время эксперимента садился за спиной "Учителя" за стол. С т.з. чистоты эксперимента это совершенно верная позиция экспериментатора, т.к. он исключается из поля видимости испытуемого и сидит с ним на одном уровне. Посмотрите на фото, испытуемому приходилось оборачиваться, чтобы спросить экспериментатора о чем-то.

Экспериментатор2

Т.е. мы можем сказать, что в эксперименте исключены влияния мимики и реакций экспериментатора на действия испытуемого.

Тогда что же влияет?

Позиция экспериментатора за спиной "Учителя", даже в другом конце комнаты, натолкнула меня на направление поиска ответа. Подобное пространственное расположение некоего объекта за нашей спиной может активировать бессознательную сферу нашей психики.

Получается, само присутствие экспериментатора в комнате, а тем более за спиной, могло активировать в бессознательном проекции значимых взрослых из раннего детства. Дело в том, что выживание ребенка чуть ли не с зачатия зависит от взрослого. Причем выживание в прямом смысле этого слова. От взрослого зависит жизнь ребенка в период раннего детства, а может быть и дольше. Кто-то и в 30 лет с мамой живет.

В раннем детстве закладываются механизмы адаптации к требованиям взрослых, конструктивные и не очень. При неэкологичных моделях адаптации неповиновение требованиям значимового взрослого может быть завязано на страх (страх быть отвергнутым, брошенным, одиноким и т.д). И чем раньше эта связь была сформирована, тем сильнее неповиновение может быть ассоциировано со страхом смерти, т.к. чем младше ребенок, тем сильнее его жизнь  зависит от взрослых.

Ассоциировать такую связь неповиновения со страхом смерти достаточно легко. Всего то нужно сказать ребеночку, что если он не замолчит, то мама его бросит или оставит на улице. Или еще вариант, что если он не будет слушаться, то придет злой дядя и заберет его. Бессознательное ребенка такие слова воспринимает в виде образов и кодирует в проекции, которые могли проявить себя в эксперименте и вызвали соответствующую модель подчинения.

Одно из наблюдений во время эксперимента:

"Я видел, как в лабораторию вошёл солидный бизнесмен, улыбающийся и уверенный в себе. За 20 минут он был доведен до нервного срыва. Он дрожал, заикался, постоянно дергал мочку уха и заламывал руки. Один раз он ударил себя кулаком по лбу и пробормотал: «О Боже, давайте прекратим это». И тем не менее он продолжал реагировать на каждое слово экспериментатора и безоговорочно ему повиновался".

Также можно предположить, что если экспериментатор вел себя максимально нейтрально (а это необходимое условие эксперимента), то бессознательное с легкостью накладывает на экспериментатора свои проекции. Это как рисовать на белом листе. В данном случае проекции важного авторитетного взрослого, подчинение которому было необходимым условием выживания в раннем детстве.

Это подтверждается тем фактом, когда меняли условия эксперимента и указания давались по телефону, послушание сильно уменьшилось (до 20 %). При этом многие испытуемые притворялись, что продолжают эксперименты.
Анастасия Вольская психолог
Важным периодом в жизни ребенка для формирования экологичной модели взаимодействия с авторитетным взрослым является возраст от 1 до 3х. Этот период в возрастной психологии принято называть возрастом автономии. Когда ребенок пробует отстаивать свое мнение, учиться говорить "нет", психологически еще больше отделяется от матери и происходит осознание себя как отдельной личности. И от моделей адаптации к неприятным требованиям взрослого (например, когда взрослый требует есть не вкусную кашу) зависит какие в его бессознательном будут программы (паттерны) реагирования в стрессовой ситуации.

Паттерны поведения одна из моих любимейших тем в психологии. К сожалению, простого осознания своего деструктивного паттерна поведения бывает недостаточно. Для изменения паттернов существуют быстрые и эффективные инструменты. Например, модель ТОТЕМ (автор С.В. Ковалев), которая дает хорошие результаты даже при самостоятельной проработке.

Автор психолог Анастасия Вольская

ЗАПИСЬ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ

Заполните форму записи на консультацию и 40 минут первичной консультации для вас будут в подарок.

Вернуться к списку